Общество
7 апреля 2024
369

«Голова крутится на все 360 градусов»: водитель трамвая из Улан-Удэ рассказала о рабочих буднях

Очирма Мяханова уже 35 лет рассекает по улицам города на железных махинах и трудится диспетчером депо

image

Многим людям кажется, что работать водителем трамвая легко: жми себе кнопки да рычажки – и вагон тронется. Этот  стереотип поспешила развеять героиня нашего материала – Очирма Дулмаевна Мяханова, которая уже 35 лет рассекает по улан-удэнским улицам. Недавно она получила награду – почетную грамоту Республики Бурятия. Также имеет нагрудный знак «За безаварийную работу» 2 степени минтранса РФ.

С 2012 года она трудится диспетчером депо, но и сейчас продолжает выходить на линию как запасник – людей порой сильно не хватает. Женщина рассказала о рабочих буднях, опасных ситуациях, из-за которых едва не лишилась должности, и о кадровых проблемах.

Запомнить все остановки

Очирма Мяханова – родом из села Эгита Еравнинского района. Здесь же окончила школу, поступила в культпросветучилище, выучилась. После ее отправили работать в дальнее село Телемба. Там молодая девчонка совсем никого не знала, жила в гостинице. Затем родила ребенка, приехала к маме. Пока была в декретном отпуске, работала телятницей. Ее жизнь круто изменилась после совета старшей сестры. 

–  Сестра жила в городе. Там увидела учебный вагон, который катался по Улан-Удэ. И,  когда приехала домой в деревню, сказала мне: «Иди учись на водителя трамвая, там очень много молодежи». Мы с мамой посоветовались. Моему ребенку на тот момент было два года. И я решилась. Приехала в город, прошла обучение. Когда начала работать, мне предоставили небольшую комнату в общежитии на Солнечной, 13 и место в круглосуточном детском саду. Но возникла проблема: мой ребенок не знал русский язык, поскольку в селе все общались на бурятском. А воспитатели не понимали наш родной язык. Поэтому чадо пришлось отправить обратно в деревню, – рассказывает женщина. 

Она пришла учиться 1 сентября 1988 года, в 22 года. Заселилась в крохотную комнатку в 9 «квадратов», где вмещалась только кровать, холодильник и стол. Но на тот момент девушке и этого было достаточно.

Во время стажировки приходилось тяжело – ведь героиня наша приехала из глубинки, поэтому не знала ни одной остановки. Раньше их нужно было объявлять самим. Сначала набиралась опыта на учебном вагоне, потом ездила 246 часов с пассажирами. Подстраховывала надежная наставница. Бурный городской поток поначалу страшил Очирму. Но ездить она не боялась. Как вспоминает сегодня, «было очень интересно, классно». Особенно нравилось выезжать ранним утром, когда людей было еще не так много, и встречать солнце. А вечером – наблюдать, как загораются фонари. Любимый маршрут женщины – «четверка». Так было всегда. 

– Раньше мы начинали работать в 05:12 утра и заканчивали в 13:27. Неделю трудились с утра и столько же – с обеда. Ездили на двойных вагонах –  «спарках» (сейчас их больше не делают). Также мне довелось управлять 605-й моделью (она трехдверная, ездит до сих пор) и 608-й, правда – сегодня таких вагонов уже нет – они имели не совсем удачную конструкцию, начали протекать, и поэтому были списаны. Работала  и на 608-КМ – четырехдверном трамвае, сейчас курсирует четыре таких вагона. В свое время принимала с завода вагон 78, который закрепили мне и Свете Леонтьевой – он ходит по сей день. Когда выхожу на линию, стараюсь брать именно его –  уже родной. 

Когда мы только начинали, всегда был час-пик, на одиночном вагоне ездить было невозможно – людям не хватало места, ближе к «конечке» наблюдалась сильная давка. Например, еду на 20А квартале, а у меня народ уже не входит! – продолжает Очирма. 

Ворожить солнце и петь

Во время езды на трамвае женщина получает искреннее удовольствие. Когда настроение особо хорошее, поет бурятские и русские песни. Однажды пение услышали коллеги, после чего она перестала петь на остановках. Теперь делает это на ходу: вагон дребезжит – и шум перекрывает одиночный мини-концерт. Раньше на предприятии был хор и выступал во время праздников. На 40-летие управления трамвая для участников коллектива специально сшили красивые платья цвета морской волны. 

– Я свою работу очень люблю. Когда ты на опыте, руки уже порхают сами по себе, все доведено до автоматизма, – признается Очирма. – У меня есть ритуал: утром захожу в вагон и обязательно с ним здороваюсь: «Привет, мой красавчик. Давай сегодня хорошо поработаем». Мы же с ним как единое целое. 

Конечно, иногда женщине хотелось уволиться из-за усталости.Приходя со смены, она сразу же ложилась спать, иначе не смогла бы ничего сделать. Одно время постоянно работала в первую смену. А сейчас труд не приносит никаких проблем, дети уже взрослые, обзавелись семьями. 

– Муж как-то предлагал махнуть в Санкт-Петербург. Но младший ребенок учился в начальных классах. Я просто не рискнула оставить его здесь, пусть и с родственниками. Боялись, что связь пропадет, и будут большие пробелы в воспитании. На данный момент я те же деньги могу заработать в Улан-Удэ. Смысла нет жить где-то далеко от дома. И в Питере солнца не бывает, которое мы очень любим. Бывает, в пасмурные дни специально надеваю солнечные очки, еду и ворожу солнце. Зимой вообще красота, когда снег блестит!

У меня трое детей и пятеро внуков. К себе их не переманиваю, поскольку прекрасно понимаю, насколько это тяжелый труд! Но к себе мы людей, конечно, приглашаем, - поделилась улан-удэнка. 

Камни на рельсах и листья под колесами

Безусловно, женщина попадала в неприятности. Один раз у нее произошел сход вагона с рельсов на «конечной ЛВРЗ». Все из-за пакостливых детей, которые положили на рельсы камни. А потом те же ребятишки прибежали смотреть, как этот несчастный трамвай поднимают. «Там часто что-то да подкладывали», – сетует наша героиня. 

Но случай на «Шишковке» Очирма запомнит надолго. К двери трамвая на всех парах бежала пассажирка с двумя детьми. Одного ребенка она завела, зашла сама, а второго не проконтролировала, вероятно, понадеявшись на самостоятельность чада. Однако водитель тронулась, и девочка упала, не успев зайти в вагон.  

– Тогда в трамваях не было раций, где предупреждают, что двери закрываются. Это сейчас они все радированные. Были разборки, девочка лежала в больнице. Приходил ее дедушка и отец, который меня вылавливал. Но выяснилось, что я никак не могла видеть этого ребенка. То есть моей вины здесь не было, доказали, что это было неумышленно – типа стечение обстоятельств, - призналась женщина.

В холодное время года вагон остановить невозможно из-за гололеда. Молодежь очень теряется в свою «первую зиму». Но осенний листопад вкупе с дождем – еще страшнее, пояснила специалист. 

– Тебя тащит на рельсах с бешеной скоростью. Поэтому нужно сыпать песок. Как же сильно напугалась одна новенькая! Она буквально кричала по рации, не могла понять, что происходит: «Я торможу, но вагон летит! А если хочу тронуться, то он не едет, стоит». На следующий день она уволилась. Стоит сказать, что даже для опытных водителей такие незапланированные «гонки» на рельсах – неприятное ощущение. Сейчас хорошо сделали: вывели рельсовые тормоза отдельно, раньше такого не было, - подчеркивает Очирма.  

Встречались и нелепые ошибки. Так, рассеянный водитель оставила второй вагон на остановке. Она даже этого не заметила. И вот сейчас такое же пристальное внимание нужно уделять новеньким «Богатырям». 

Не обходится без аварий, которые происходят из-за вечно куда-то спешащих автомобилистов. Те так и норовят выскочить перед железной махиной.

– Водители машин сейчас довольно часто отвлекаются на телефоны. Врежешься в них, а они выходят и говорят: «А я тебя не видел!». Для нас внимание – самое важное, голова должна крутиться на все 360 градусов, чтобы ничего не пропустить.

Нынче «лихачить» опасно: рельсы начинают «ходить» после зимы, ведь земля тает. Вообще расписание сделали так, что хватает времени высадить/посадить и уехать, не торопясь. Можно спокойно подождать на светофоре, пропустить людей. А раньше, например, осталось еще 8 секунд, но ты быстренько закрываешь двери и едешь, потому что времени было в обрез, – отмечает собеседница. 

Кадровый голод и зов из Питера

Ежедневно на линию выходят 48 вагонов (плюс один дополнительный). Первый вагон выезжает из депо в 5:52. В рабочие дни курсирует по 6 вагонов по «восьмерке» и «семерке», 11 вагонов – по «четверке», 13 – по «единице», 12 – по «двойке» и 1 – по «пятерке». А по выходным выходит меньше трамваев: в субботу – 42, в воскресенье – 37. Кондукторы и водители работают посменно либо с утра до обеда или с обеда до окончания трамвайного движения.

На предприятии не хватает рабочих рук. Поэтому на помощь часто выходят запасники – такие, как Очирма Дулмаевна. В управлении очень много пенсионеров, есть те, кто уже водит трамваи 40 с лишним лет! Поэтому необходима достойная замена. МУП всеми силами пытается привлечь народ в свои ряды. Например, с помощью бесплатного обучения, которое длится 3,5 месяца. У нынешней группы как раз начались занятия. Сначала они катаются по депо, потом – до Арбата, до развилки, затем – по городу. Последний маршрут пролегает по Шишковке. Там есть уклон на улице Юного Коммунара, который называют «тяжелым профилем пути».  

– Не особо стойкие новички надолго не задерживаются. Кто-то же схватывает на лету. Хочешь дать стажеру какое-то задание – а он уже тебя опередил, сориентировался самостоятельно. Например, вовремя затормозил. Я всегда готова помочь им, все объяснить. Потому что мы когда-то тоже были «зелеными», ничего не знали. А чтобы все усвоить, нужно время. 

Иногда ученики уезжают не туда или по депо катались с народом. Не специально, конечно. Мы шутили: «Ой, молодежь экскурсию проводит!». Такие ситуации происходят по ошибке, – смеется Очирма. 

Она добавила, что много водителей уехало в Санкт-Петербург, Москву и Иркутск, работают там. Но некоторые возвращались обратно. В северной столице очень любят улан-удэнских специалистов, готовы «переменить» их к себе. Все потому, что Светлана Алексеевна, которая много лет назад учила Очирму, дает очень хорошие знания.

– На данный момент у нас не хватает 13 кондукторов. Но это не критично, смены закрываются без напряжения. Некоторые не выдерживают из-за холода, с людьми сложно контактировать, конфликтных ситуаций с пассажирами – куча, – объяснила женщина. 

Дела диспетчерские и рубль на карту

В настоящее время, работая диспетчером депо, Очирма обеспечивает своевременный выпуск технически исправного подвижного состава на линию, а смотровые вагоны распределяет по канавам. Обучает молодых диспетчеров, находит индивидуальный подход к каждому. Следит за возвратами сломавшихся трамваев в депо с учетом времени и причин, требует от дежурного мастера их устранения. Контролирует работу водителей трамвая по производству маневровых работ, слесарей депо, монтеров пути и всех работников, работающих в ночное время, выходные и праздничные дни. Принимает оперативные меры по устранению всех происшествий, сходов вагонов на территории депо.

В ее обязанности входит  и организация подвоза и развоза работников. На предприятии есть три автобуса, которые забирают людей со всех уголков города. 

– Если кто опоздал, о чем тебе сообщает водитель (мол, вместо троих на остановке сели два человека), то я начинаю звонить «опоздуну». И он добирается уже своим ходом. У нас стоят мониторы, и мы видим, где едут автобусы, - подчеркивает Очирма. 

Люди очень часто теряют в трамваях вещи, особенно банковские карточки. Кондуктор их находит и отдает водителю. Тот едет на конечную, оставляет «потеряшек» там. И вечером все везут в управление. «Когда люди забывали карты, я переводилаих владельцам 1 рубль и писала сообщение: «Ваша карта в управлении трамвая». Но в последнее время бдительные горожане стали тут же их блокировать», - говорит женщина.

Специалисту приходится обрабатывать и жалобы пассажиров, которые порой могут звонить по пустякам. Так, один водитель ехал в депо и не брал пассажиров. И людям это не понравилось. Часто горожане жалуются на кондукторов. Много недопонимания происходит на фоне такой ситуации: когда карта попадает в стоп-лист. 

– Еще как-то приходил нетрезвый мужчина писать жалобу. Причем не поленился – вышел на Лицее и дошел до трампарка. Ему не понравилось, что кондуктор ходил и постоянно того задевал. Думал, что все это было специально. А специалист отметила, что мужчина так стоял, что невозможно было его не тронуть. В целом стараемся выслушать каждого пассажира и найти решение.

Добавлю, что наше управление и все вагоны оборудованы «тревожными кнопками», они исправны. За этим строго следят, потому что на кону стоит безопасность сотрудников и пассажиров – ведь всякое бывает. Если водитель нажал на кнопку, после он или кондуктор должен написать объяснительную: почему они вызвали правоохранительные органы, - подытоживает диспетчер депо.

Источник фото: личный архив Очирмы Мяхановой
image

В районе Бурятии котельная гостиницы портила воздух

Ее не поставили на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду

Общество 2 мая 2024 2 мая 2024 10:22
6
image

Борица из Бурятии завоевала «бронзу» чемпионата России

Награды удостоилась Ульяна Тукуренова

Спорт 2 мая 2024 2 мая 2024 10:01
23
image

Выплаты на детей и беременным женщинам в Бурятии перечислят по графику

Досрочно выплатят только средства из маткапитала

Общество 2 мая 2024 2 мая 2024 09:56
20
baner baner baner
image

Жители Приангарья убили собутыльника и выкинули его труп на железную дорогу

Посторонний предмет обнаружился на 4514-ом километре ВСЖД в колее железнодорожного полотна

ЧП 2 мая 2024 2 мая 2024 09:53
23
image

В Бурятии отгремела «Студенческая весна 2024»

В фестивале приняли участие 1814 студентов

Культура 2 мая 2024 2 мая 2024 09:27
36
image

Житель Бурятии не мог добраться до больницы в Улан-Удэ для гемодиализа

Мужчине необходимо проходить процедуру трижды в неделю, а проездом его не обеспечили

Общество 2 мая 2024 2 мая 2024 09:11
31
image

Снайперы-десантники из Бурятии ликвидировали группу ВСУ у Часова Яра

Первого противника уничтожили выстрелом с дистанции более 1500 метров

Общество 2 мая 2024 2 мая 2024 09:00
46
image

В Бурятии проходит неделя профилактики ИППП

Жителей призывают к безопасности и профилактике

Здоровье 2 мая 2024 2 мая 2024 08:55
33
image

Жительница Бурятии хочет родить второй раз от умершего мужа

Эта история облетела социальные сети и потрясла их пользователей

Общество 2 мая 2024 2 мая 2024 08:15
51
baner baner baner